Микроагрессия. Как и почему она влияет на здоровье?
На физическое и психическое здоровье людей влияет большое количество факторов. Но как отношение других людей может повлиять на благополучие человека? В этой статье рассматривается влияние микроагрессии на здоровье.
Профессор Деральд Винг Сью, ведущий психолог Колумбийского университета, и его коллеги дают такое определение: «Микроагрессия — это повседневные вербальные и невербальные грубости, укоры или оскорбления от окружающих, намеренные или ненамеренные, которые передают враждебные, уничижительные или негативные сообщения целевым лицам, основанные исключительно на их принадлежности к маргинализированной группе».
Термин «микроагрессия» возник в 1970-х годах и был введен афроамериканским психиатром из Гарвардского университета Честером Пирсом в связи с расовой дискриминацией.
С тех пор это понятие расширилось и стало включать другие маргинализированные группы, в том числе женщин, религиозные меньшинства, людей с ограниченными возможностями и людей с низким социально-экономического положением.
Согласно концепции профессора Сью и его коллег, микроагрессия может относиться к трем различным категориям:
• микронападки — наиболее открытая форма микроагрессии, проявляющаяся в виде грубости и оскорблений, которые могут быть вербальными или поведенческими;
• микрооскорбления — утверждают предвзятые стереотипы посредством бесчувственных комментариев, которые делают предположения об интеллекте, морали или принадлежности человека к определенной группе;
• микроаннулирование — комментарии, которые имеют эффект обесценивания или отрицания жизненного опыта маргинализированных людей.
Микроагрессия может быть результатом сознательной предвзятости, но она также может свидетельствовать о неосознанных предубеждениях. Зачастую человек может совершить акт микроагрессии, не признавая, что отношение, выраженное его словами или действиями, является дискриминационным.
Новые исследования показывают, что, как и более явные формы дискриминации, этот скрытый тип дискриминации оказывает конкретное негативное воздействие на здоровье тех, в отношении кого она совершается.
Постоянное воздействие микроагрессии может оказывать как прямое влияние на здоровье, так и косвенное, когда это происходит в системе здравоохранения.
Прямое влияние микроагрессии на здоровье
Когда человек испытывает стресс, это может привести к физиологическим реакциям, включая повышение кровяного давления, увеличение частоты сердечных сокращений и выделение определенных гормонов, таких как кортизол. Дискриминация — это социальный стресс-фактор, и он действует на организм таким же образом.
Одно из последствий такой повышенной реакции на стресс было выявлено в ходе исследования расовых различий сна. Афроамериканские участники, которые сообщили, что испытывали больше дискриминации, достигали менее глубокого медленного сна — фазы сна, связанной с отдыхом.
Сон имеет решающее значение для здорового физиологического функционирования организма, включая иммунную и гормональную системы и умственную деятельность.
Два отдельных анализа существующих исследований, проведенных в 2009 году — один в журнале Journal of Behavioral Medicine, другой в Psychological Bulletin, — изучали связь между воспринимаемой дискриминацией и множеством физических состояний.
Они оба пришли к выводу, что дискриминация является стрессовым фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье и заболеваемость, особенно на гипертонию и сердечно-сосудистые заболевания.
Несмотря на растущий объем научной литературы о взаимосвязи между дискриминацией и показателями физического здоровья, необходимы дополнительные исследования, чтобы показать истинное воздействие различных форм дискриминации и дискриминационной агрессии.
Дискриминация связана с повышенной частотой психических заболеваний, насилием, бедностью, неравенством в качестве лечения и доступе к здравоохранению, и все это оказывает влияние на здоровье. Изолировать прямое физическое воздействие микроагрессии очень сложно, когда в игре участвует так много сопутствующих факторов.
Это усугубляется данными о том, что дискриминация повышает вероятность нездорового образа жизни, например, люди будут чаще курить, пить или переедать, что может служить стратегией немедленного снятия стресса, но в долгосрочной перспективе является фактором высокого риска развития заболеваний.
Среди более понятных последствий микроагрессии — воздействие на психическое здоровье.
В исследовании 2015 года, посвященном взаимосвязи между микроагрессией и суицидальными мыслями, приняли участие 405 студентов из расовых и этнических меньшинств крупного среднезападного университета. Участники оценивали частоту, с которой они сталкивались с различными видами микроагрессии, наряду с ответами на вопросы об их психическом благополучии.
Динамика изменения данных показала, что чем чаще студенты сталкивались с микроагрессией, тем выше была частота суицидальных мыслей для четырех из шести категорий микроагрессии.
Это подтверждает результаты исследования, проведенного в прошлом году на базе данных 506 взрослых из различных расовых групп, которое показало, что более высокая частота расовой микроагрессии была значительным предиктором проблем психического здоровья среди участников, в частности, депрессивных симптомов, тревоги, негативного взгляда на мир и отсутствия поведенческого контроля.
Микроагрессия в медицинских учреждениях
Микроагрессия часто может быть неосознанной, но она выявляет скрытые предубеждения, которые могут повлиять на отношение к людям.
Для успешных отношений между пациентом и врачом необходимо доверие. При выявлении предвзятости это доверие может быть подорвано, и у пациента может возникнуть негативная ассоциация с обращением за медицинской помощью.
Исследование 2015 года, посвященное медицинскому обслуживанию пациентов из числа американских индейцев, страдающих диабетом, показало, что более чем каждый третий из 218 участников исследования сталкивался с расовой микроагрессией со стороны медицинских работников.
Наряду с этим они оценивали симптомы депрессии у пациентов, частоту сердечных приступов и госпитализаций за последний год. Выявилась значительная положительная корреляция между количеством пережитых микроагрессий и каждым из трех показателей здоровья и благополучия.
Такая же тенденция наблюдается и в сфере психиатрической помощи. Согласно исследованию 2014 года, более половины клиентов консультаций из маргинальных расовых и этнических групп сообщили, что подвергались микроагрессии со стороны своих терапевтов.
Восприятие микроагрессии отрицательно коррелировало с их удовлетворенностью консультированием и отношениями с терапевтами.
Доктор Элинор Клегхорн, исследователь в области медицинской этики и автор книги «Нездоровые женщины», в которой она описывает историю предвзятого отношения к женщинам в здравоохранении со времен Древней Греции до наших дней, рассказывает о том, как возникают подобные предубеждения.
«У нас есть тенденция думать о медицине в рамках науки, что возводит ее в ранг беспристрастности и объективности, — говорит доктор Клегхорн. — На самом деле корни медицины уходят в общество и культуру, и поскольку медицина имеет дело с самыми основополагающими вопросами жизни и смерти, она на протяжении всей истории впитывала и отражала представления общества о том, кто мы есть как люди. [Медицина] действительно стала наукой, какой мы ее понимаем, основанной на доказательствах, только в прошлом веке. [До этого] у нас были столетия, когда практикующим врачам приходилось полагаться на предположения о том, кто такие люди, что делают их тела и для чего они нужны».
Однако во многом этот статус-кво сохраняется и по сей день, порождая систематическую дискриминацию в сфере здравоохранения.
«Для древних греков имело смысл, что женщины существуют [только] для деторождения. Для них это было «наукой», это было неопровержимо. Вы начинаете создавать медицинский дискурс вокруг женского тела, сосредоточенный на этих предполагаемых фактах, [...] что все в их здоровье вращается вокруг их репродуктивной жизни, — отмечает доктор Клегхорн. — Это повторялось на протяжении веков, потому что в медицине всегда доминировали мужчины-практики, которые в основном поддерживали эти разделения по признаку пола».
Далее она рассказывает, как этот исторический контекст может проявляться в микроагрессии в сфере здравоохранения в наши дни: «Микроагрессия может принимать очень много форм, и она очень многопланова. Микроагрессия, направленная на образованную белую женщину, может проистекать из исторического прецедента, согласно которому те женщины, которые беспокоятся о своих болях, должны быть «истеричными». В то время как для цветной женщины восприятие ее боли несет бремя другого исторического контекста, поскольку микроагрессия, направленная на нее, связана с расовой принадлежностью. Большинство врачей, если бы их спросили об этом, сказали бы: «Конечно, я не верю, что чернокожие женщины неуязвимы для боли», но эти взгляды сформировали [медицинскую] культуру. Они существуют, потому что их не контролируют, потому что форму, в которой была выкована наука, не рассматривают и не переделывают».
Как остановить негативное воздействие
Институт медицины согласен с тем, что неявные предубеждения и стереотипы могут играть определенную роль в неравенстве в области здравоохранения, наблюдаемом среди маргинализированных групп, и предлагает одну из стратегий снижения их влияния — привлечение большего числа медицинских работников из слабо представленных сообществ.
Как и с любой формой неосознанного предубеждения, борьба с микроагрессией требует критического самоанализа. Обучение, повышающее осознание собственных предубеждений и способствующее установлению межгрупповых контактов, может стать эффективным инструментом в улучшении медицинского обслуживания.
Проведение такого обучения также повышает вероятность того, что работники смогут открыто говорить о своей идентичности среди коллег, что еще больше увеличивает возможность межгрупповых контактов.
По мнению доктора Клегхорн, могут помочь научные исследования: «Одним из шагов является использование свидетельств, голосов и опыта женщин и других маргинализированных людей в значимом исследовательском контексте. [...] С позиции изучения этого вопроса с социологической точки зрения, это действительно ново. С начала 2000-х годов мы проводили новаторские исследования. Например, такое исследование, как «Девушка, плачущая от боли», показало, что по статистике женщинам гораздо чаще назначают успокоительные или антидепрессанты, когда они сообщают о хронической боли, тогда как мужчинам чаще назначают анальгетики, и что у женщин гораздо чаще причина боли диагностируется как психологическая или эмоциональная, тогда как у мужчин — [как] физическая. Исследования, подобные этому, показали, насколько глубоко укоренилась эта проблема, но они также показали, как ее можно изучать! Довольно часто, когда мы говорим о таких вещах, как микроагрессия, это кажется аморфным. Знать, что существуют механизмы, с помощью которых мы можем критически взглянуть на эти вопросы, очень важно. Это исследование представляло собой сочетание свидетельств пациентов и историй болезни. Это было настоящее качественное и количественное исследование. Чем больше мы будем смотреть на эту проблему как на нечто, что можно объективно изучить, тем больше мы сможем продвинуться в направлении ее устранения».
По материалам статьи «Microaggressions How And Why Do They Impact Health» MedicalNewsToday