Почему люди разговаривают от лица своих домашних животных
И детей, и мягких игрушек…
Кэтлин заподозрила, что что-то не так, когда мягкие игрушки начали ее критиковать. Тогда ее не смущало то, что ее парень играл с мягкими игрушками, озвучивая их мультяшными голосами, но эта милая забава обернулась неожиданными последствиями. Любимой игрушкой влюбленной пары была черепашка. В начале отношений черепашка была совершенно невинной, но со временем она начала позволять себе осуждать Кэтлин и однажды даже грубо обозвала ее.
«В итоге я начала бояться этой черепашки», — говорит Кэтлин. Сейчас ей 38, она работает веб-разработчиком в Сан-Франциско. Кэтлин просит не раскрывать никакой личной информации, кроме ее имени, потому что она все еще дружит со своим бывшим, с которым встречалась в колледже. «Только после того, как я заметила, что игрушки все больше и больше меня раздражают, я осознала, что в этом есть корреляция с поведением моего парня. Он постепенно разочаровывался в наших отношениях, и это проявлялось через игрушки».
«Я помню тот момент, когда меня словно озарило, я тогда подумала: «О боже, да ведь это больше не игра, он говорит не от лица игрушки, а от себя». Вскоре после этого пара рассталась.
Это пример крайнего проявления довольно безобидной привычки, которая на первый взгляд может показаться очень странной. На самом деле многие разговаривают от лица своих домашних животных, детей и даже мягких игрушек, обращаясь к другим людям.
Возьмем, например, случай, произошедший с 31-летним профессиональным тренером из Сеймура, Штат Коннектикут, Джеффри Невином-Джанини и его псом по имени Маверик. «Когда мы с моей девушкой приходим домой, мой пес радостно встречает нас, и я приветствую ее от лица Маверика, что-то типа: «Привет, мамочка!», и она всегда отвечает взаимностью».
«Я заметил, что личность, которой я наделяю собаку с помощью своего голоса, относится ко мне и к моей девушке критично и с сарказмом», — говорит Джеффри. У Маверика есть любимая фраза: «Ах ты сукин сын!». Эта фраза может прозвучать, например, когда Джеффри выбрасывает кусок недоеденной пиццы вместо того, чтобы отдать Маверику.
Исследования по данной теме не финансируются должным образом, но несмотря на это Дебра Таннен, лингвист из Джорджтаунского университета, провела небольшое исследование в 2004 г. Она записывала все, что говорили друг другу члены ее семьи, и выяснила, что они говорили от лица собаки чаще всего в нескольких случаях: чтобы позабавиться, смягчить критику, поведать о каких-либо ценностях, разрешить назревающий конфликт или обозначить семейную идентичность собаки.
«Люди используют все вокруг, чтобы общаться друг с другом», — сказала мне Таннен. «Меня восхищает тот факт, что люди намного охотнее говорят неудобные слова, используя посредника. В таком случае слова подаются косвенно и часто с юмором. Тебя критикует собака или мягкая игрушка, но уж точно не я».
Невин-Джанини говорит от лица своей собаки, чтобы отнестись с юмором к самокритике. «Мы знаем, что наш пес сильно грустит, когда мы оставляем его одного, и, наверное, он думает каждый раз: «Эти придурки снова меня бросают!». «Я не то чтобы перебарщиваю с самоанализом, мне просто кажется, что таким образом я подсознательно оправдываю себя за то, что оставляю его одного», — говорит Джеффри.
Кэтлин же, оглядываясь назад, думает, что вся эта ситуация с игрушечной черепашкой вышла из-под контроля, потому что она и ее парень были слишком молоды, не обладали достаточными навыками общения и плохо знали себя самих.
Также, разговаривая от лица своего животного, многие люди обозначают дистанцию в общении, а в случае Теннен было наоборот — этот механизм использовался для сближения членов семьи. Почти все люди, у которых есть домашние животные, считают их членами своей семьи и говорят от их лица, чтобы подчеркнуть это. В связи с этим рассмотрим пример Тори Керр, радиопродюсера, 27 лет, она живет в штате Вашингтон, округ Колумбия. Тони придумала своей собаке голос, который, по ее мнению, отражает личность Налы (так зовут собаку). Она несколько беспокойная и нервная, поэтому и голос ей достался высокий, дрожащий и неуверенный.
Тори разговаривает от лица собаки не для того, чтобы общаться с другими, а скорее чтобы озвучить ее мысли и вовлечь во взаимодействие с людьми. Например, когда Тори со своим молодым человеком жует попкорн за просмотром фильма, а собака просто дрожит, потому что ей тоже очень хочется, Тори говорит за нее: «Ребят, может, поделитесь со мной попкорном? Ну серьезно, дайте хоть одну штучку».
Многие говорят также и от лица маленьких детей, причем преследуя те же вышеупомянутые цели: пошутить, косвенно выразить критику и т.д. Дебра Таннен предполагает, что те слова и чувства, которые мы озвучиваем за детей, способствуют позиционированию младенца как личности, в каком-то смысле это также похоже на работу переводчика.
Следующим героем нашей статьи является Розмари Каунтер, писатель, живет в Торонто. Когда Розмари целыми днями нянчила свою новорожденную дочь дома, она заметила, что часто говорит от ее лица. Так как днем ее муж был на работе, ей приходилось общаться с ребенком, который, естественно, никогда не отвечал ей. «Я часто замечала, что говорю какие-то глупости, например: «А это какой цвет? Желтый, правильно!», и так по пятьсот раз». Поэтому Розмари наделила свою маленькую дочь низким прокуренным голосом и отвечала сама себе на глупые вопросы в такой манере: «Естественно это желтый, мам, ты что, в развитии отстаешь?»
С помощью разыгрывания таких разговоров с детьми можно наглядно показать ребенку, как работает вербальное общение. Элинор Окс, лингвист-антрополог из Калифорнийского университета, утверждает, что родители во всем мире разговаривают от лица своих детей, просто делают это по-разному. «В некоторых семьях родители пытаются интерпретировать желания и намерения ребенка, в других говорят за детей в определенных ситуациях, таким образом демонстрируя, как себя необходимо вести. И в первом, и во втором случае младенцы приходят к пониманию того, как правильно думать, что чувствовать и как себя вести в обществе. То есть данный процесс является частью инкультурации личности».
Для людей, которые много времени проводят в компании животных или маленьких детей, это может быть настолько привычным, что они просто-напросто не замечают, когда говорят от лица первых или вторых. Александра Горовиц, заведующая Лабораторией когнитивных способностей собак в колледже Барнард, утверждает, что многие люди, которые часто сами ведут себя подобным образом или же присутствуют при этом, даже не осознают того, что они делают что-то особенное, смешное или глупое, настолько это естественно. «В своей практике я заметила, что это распространяется и на общение с собаками, а потом заметила такое поведение и за собой. Помню, как-то была в походе с собакой и случайно наткнулась в лесу на такую же прогуливающуюся парочку. Так вот, тогда наши собаки побеседовали удачнее, чем их хозяева».
По материалам статьи «Why People Pretend to Talk as Their Pets» The Atlantic