Бача-пош. Она воспитывалась как мальчик
Бача-пош — это культурная практика или третий пол, когда афганские семьи, не имеющие сыновей, переодевают дочь, чтобы она жила как мужчина и играла роль мужчины. Эта практика распространена и в наши дни, поскольку Афганистан все еще довольно консервативен, особенно когда речь идет о правах женщин.
В Афганистане бача-пош буквально означает «переодетый мальчик». Девочки, играющие роль бача-пош, носят мальчишескую одежду, у них коротко подстрижены волосы и на улице они отзываются на имя мальчика. Они получают свободы, которыми пользуются мужчины в афганском обществе, ценой своей истинной сущности. Однако, повзрослев, большинство из них возвращаются к поведению женщин: они выходят замуж и соблюдают традиционные ограничения, с которыми сталкиваются женщины в этом обществе.
В патриархальном Афганистане права женщин сильно ограничены. Предполагается, что женщины должны оставаться дома и заботиться о детях. У них практически нет доступа к образованию, и им не рекомендуют устраиваться на работу. Это общество осуждает женщин, занимающихся спортом, и даже выход из дома без сопровождения родственника-мужчины может нести плачевные последствия для женщин.
Чтобы принять участие в некоторых самых обыденных занятиях, женщинам по-прежнему часто требуется разрешение мужчины или их присмотр. Вот почему в семьях, где не хватает мужчин, родители иногда назначают одну из своих дочерей на роль мужчины.
История.
Этот обычай задокументирован по крайней мере сто лет назад, но, вероятно, он намного старше и практикуется до сих пор. Это могло начаться с того, что женщины маскировались под мужчин, чтобы сражаться или защищаться в годы войны.
Для каждой афганской семьи важно наличие наследника — это считается божьим даром. К тому же, именно мужчина в мусульманской семье является продолжателем рода и наследником имущества, в то время как девушек отдают замуж, и они не могут претендовать на наследство даже в случае, если дочь — единственный ребенок в семье.
Обзор практики.
В Афганистане существует общественное давление, вынуждающее семьи иметь сына, чтобы он продолжал носить фамилию и унаследовал собственность отца. В отсутствие сына семьи могут одевать одну из своих дочерей как мужчину, при этом некоторые придерживаются убеждения, что наличие бача-пош повысит вероятность того, что мать родит сына во время следующей беременности.
Девушка, живущая как мальчик, будет одеваться в характерную мужскую одежду, будет коротко подстрижена и будет носить мужское имя. Цель этой практики — не обман, и многие люди, например, учителя или друзья семьи, будут знать, что перед ними на самом деле девочка. В своей семье она будет занимать промежуточный статус, при котором с ней не будут обращаться ни как с дочерью, ни как с сыном, но ей не нужно будет готовить или убирать, как другим девочкам. Будучи бача-пош, девушка может посещать школу, выполнять поручения, свободно передвигаться в обществе, сопровождать сестер в местах, где они не могут быть без партнера-мужчины, заниматься спортом и находить работу.
Статус девушки как бача-пош обычно заканчивается, когда наступает период полового созревания. Женщинам, выросшим как бача-пош, часто бывает трудно приспособиться к традиционным ограничениям, налагаемым на женщин в афганском обществе.
Азита Рафаат, депутат Национального собрания Афганистана, представляющая провинцию Бадгис, не имела сыновей и вырастила одну из своих дочерей как бача-пош. Она сказала, что понимает, что «вам очень трудно понять, почему одна мать делает такие вещи со своей младшей дочерью» и что «в Афганистане происходят вещи, которые на самом деле невозможно себе представить как вещи, происходящие с западным народом».
Борьба с гендерной идентичностью.
Во многих случаях бача-пош борются со своей гендерной идентичностью, особенно когда они идентифицируют себя как женщины, поскольку их родители вынуждают их перенимать мужские черты и мужскую личность. Многим бача-пош нравится их детство, поскольку им разрешают играть в футбол и крикет, а также заниматься другими вещами, которые женщинам делать не разрешено. Однако по мере взросления большинству становится трудно снова общаться с девочками, так как большую часть своего времени они проводили с мальчиками.
Примером этого является человек по имени Элаха, который двадцать лет был бача-пош, но снова стал девушкой, когда поступил в университет. Она рассказала Би-би-си, что вернулась только из-за традиций общества. Причина, по которой бача-пош так трудно вернуться к жизни девушки, заключается в том, что они ведут себя как мальчики, когда должны развивать свою личность. Поэтому у них развиваются более стереотипные мужские черты личности, которым их учат. Некоторым бача-пош кажется, что они потеряли важные детские воспоминания и свою девичью идентичность. Другие считают, что это хорошо, что они получили свободу, которой у них не было бы, если бы они были нормальными девочками, выросшими в Афганистане. Само изменение также может быть очень сложным, поскольку большинство, если не все права и привилегии «мальчиков» отнимаются, когда они снова переходят в женскую роль. Многие бача-пош не хотят снова быть женщинами, так как все детство они были свободными мальчиками.
Дискриминация.
Культурная практика бача-пош изначально не афишировалась за пределами Ближнего Востока. Однако в результате работы средств массовой информации бача-пош и их роль в обществе постепенно раскрывается. Статистических данных о том, сколько семей имеют дочерей, «одетых как мальчишки», нет из-за того, что эта практика носит несколько скрытный характер. Только семья, друзья семьи и необходимые работники здравоохранения и образования знают биологический пол бача-пош. Это в основном терпимо и признано обществом и рассматривается как практическое решение для тех, у кого нет наследника или сопровождающего дочь мужчины. Несмотря на то, что это приемлемо, бача-пош может подвергаться издевательствам за несоответствие религиозным убеждениям и социальным нормам, когда выясняется, что он — женщина.
Возвращение к жизни женщины.
Клинический психолог Дайан Эренсафт по вопросам развития теоретизирует, что, ведя себя как мальчики, бача-пош не выражают истинную гендерную идентичность, а просто соответствуют надеждам и ожиданиям родителей. Она цитирует родителей, предлагающих своим дочерям привилегии, которые девочки иначе не получили бы — например, возможность кататься на велосипеде, играть в футбол и крикет. Некоторые бача-пош жалуются на то, что им некомфортно с мальчиками, и они предпочли бы жить как девочки.
Дженни Нордберг, автор книги «Девушки из подполья Кабула», сказала, что многие не возвращаются к жизни как женщины и что это «очень сложно психологически» на индивидуальном уровне.
Когда бача-пош достигают возраста вступления в брак, обычно в возрасте 15-17 лет, или когда их женские формы становятся более выраженными, отец решает снова вернуть бача-пош в их женскую форму. Тем не менее, будучи бача-пош до брачного возраста, женщины могут иметь право голоса при принятии решения. Однако, если это означает идти против воли отца и, следовательно, желания семьи, молодой бача-пош может оказаться в еще большей маргинализации без семейной поддержки в обществе. Поскольку большинство бача-пош проводят свои годы пубертатного возраста в мужской роли, многие пропускают обучение необходимым навыкам, чтобы стать идеальной женой. Впоследствии многие испытывают тревогу из-за перехода к женственности.
Суть разногласий по поводу этой практики с точки зрения недавнего движения за права афганских женщин заключается в том, действительно ли практика бача-пош дает женщинам возможности и помогает им добиться успеха, или же эта практика наносит психологический ущерб. Многие из женщин, которые прошли через этот процесс, говорят, что они чувствуют, что этот опыт не только удушал, но и расширял их возможности. По словам активистов, настоящая проблема заключается не в самой практике, а в правах женщин в этом обществе.
Бача-бази — кто это?
Не только женщины в Афганистане подвергаются гендерной инверсии. У них есть и братья по несчастью, именуемые бача-бази, что в переводе означает — «играть с мальчиками». Речь идет о мужской проституции. Бача-бази становятся, как правило, мальчики из бедных семей. Часто их продают собственные родители, иногда их могут украсть на улице. Сутенеры присматривают 10-11-летних симпатичных ребят, сажают в машину и увозят в неизвестном направлении, а за неповиновение угрожают убить. После этого мальчиков обучают традиционным женским танцам и пению, переодевают в платья и юбки, красят, иногда накладывают фальшивую грудь. Работают бача-бази на своих сутенеров или хозяев. Владеть «танцующими мальчиками» считается очень престижным делом, поэтому многие богатые люди держат у себя по три-четыре юноши, чтобы показать свою статусность.
Жизнь после бача-бази.
В 18-19 лет мальчики перестают интересовать своих клиентов, и хозяева отпускают их на волю. К этому времени бача-бази стараются заручиться покровительством своих клиентов, которые часто помогают им в дальнейшей жизни. Однако юноши, не умеющие ничего другого, кроме как развлекать мужчин, редко начинают жить нормальной жизнью. Чаще всего они остаются в этом бизнесе, либо создавая свою сеть бача-бази, либо обучая мальчиков танцам и пению.
То, что кажется диким для Запада, считается нормой на Востоке. И хоть в Афганистане уже начинают появляться социальные организации, протестующие против принудительной гендерной инверсии, внушительного прогресса они пока не дают. Численность бача-пош и бача-бази не сокращается. Чьи-то желания ломают судьбы детям и навсегда оставляют на них неизгладимые раны.