Новые детали картины «Девушка с жемчужной сережкой»
Лицо девушки, мягко повернутое влево, смотрит в нашу сторону. Глаза сияют, как луна в ночном небе. На голове у нее красуется сине-желтый платок, а на мочке уха висит большая жемчужная сережка. Ее рот приоткрыт так, будто она вот-вот заговорит. Однако ее слова останутся загадкой для каждого. Красивая, безмолвная и безымянная девушка нам известна как «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, одного из самых известных мастеров голландского искусства.
Загадки картины начинаются с попытки установить дату ее создания. В углу полотна красуется подпись «IVMeer», однако, точного датирования нет. Исходя из данных, которые были предоставлены музеем Маурицхейс, где картина и хранится в настоящее время, она была написана около 1665 года. Была ли она выполнена для кого-то на заказ или нет? Если это так, то кто же эта загадочная заказчица?
Картина послужила источников вдохновения для одноименного исторического романа Трейси Шевалье, который стараниями Питера Веббера в 2003 году превратился в фильм с участием замечательной актрисы Скарлетт Йоханссон в главной роли. За последние два года самая знаменитая картина Вермеера объездила полмира, посетив Токио, Кобе, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Атланту и Болонью в рамках гастрольной выставки, которая продемонстрировала владения Королевской картинной галереи Маурицхейс в Гааге, где работа «обитает» с 1903 года. Поводом для подобных гастролей стала реконструкция музея. Теперь он может похвастаться одной из самых масштабных коллекций голландской живописи во всем мире.
Куда бы ни «шла» девушка с картины Вермеера, она заинтересовывала толпы людей. Например, когда картина появилась в Токио, она привлекла больше посетителей, чем любая другая масштабная выставка в том году. Более 2,2 миллиона человек во всем мире оказали дань уважения работе Вермеера, которую порой называют «Мона Лиза Севера». Сейчас, когда тур музея окончен, а картина висит на своем постоянном месте, можно начать расследование и выяснить немного больше деталей об этой загадочной девушке. Кем она была? Каким образом ей удалось покорить наши сердца?
Правда заключается в том, что несмотря на существование большого количества предположений, кем являлась девушка, изображенная на картине, мы, вероятно, никогда не узнаем личность модели. По одним данным она была дочерью художника, по другим — его любовницей, третьи считали, что девушка вовсе не существовала, это был лишь плод воображения Вермеера.
Художник был признанным мастером света, он специализировался на портретах женщин в скудных домашних интерьерах. Вероятно, его картины ценятся так высоко из-за завесы тайны, покрывающей его полотна.
В отличие от некоторых из его голландских коллег и современников, которые также наполняли свои композиции объектами и повествовательными подробностями, Вермеер играл со зрителем, скрывая от нас истинный смысл. Например, на одном из его полотен элегантная пара вовлечена в урок музыки, однако кем приходится джентльмен даме? Наставником леди, женихом или любовником? Мы никогда этого не узнаем. Что касается его «Девушки…», она озадачивает еще больше. Директор музея Маурицхейс Эмили Горденкер считала, что зрители XVII века смотрели на картину Вермеера и видели не портрет, а «трони» — это жанровая разновидность графического и живописного портрета. В Голландии трони подразумевает, что модель изображена в одежде экзотического типа. В «Девушке…» этой экзотикой выступает тюрбан, он придает изображению восточный колорит, который переносит зрителя в далекое царство воображения. Вполне вероятно, что образ девушки был смоделирован. Так же, как Рубенс рисовал фигуры, похожие на его жену — это не значило, что перед нами конкретный человек, скорее всего это общая собирательная фигура. Сомнения возникали и по поводу сережки на портрете. Все дело в том, что для натурального жемчуга размер того, что мы видим на холсте, слишком велик. Вполне вероятно, что перед нами фальшивка из венецианского стекла или же перламутра. Если присмотреться, то можно заметить, что петля или подвеска, за которую жемчужина должна крепиться к уху, отсутствует. Вы заметили яркий блик на самом верху серьги? Существует версия, что это дефект, который мог появиться после реставрации картины.
Чувство тайны привлекает людей к «Девушке…». Отчасти ее великолепие заключается в легкости. Нельзя не отметить и мудрость использованной композиции: из-за темного фона она выглядит живой, словно девушка медленно появляется в нашем мире из другой невиданной вселенной. Ее открытый рот — то, чего вы не увидите на других голландских картинах. Как мы уже упоминали выше, глядя на девушку, зрителю кажется, что она вот-вот заговорит с нами. Во всем мире: в Италии, Японии, США зрители встречают картину примерно с одной и той же реакцией. Каждый пытается, используя свое воображение, дополнить историю Вермеера.
Картина «работает», потому что ее смысл остался витать где-то в воздухе. Если бы сюжет был разрешен, то зритель, наглядевшись на картину, перешел бы к следующей. Но в данном случае это не так, потому что общественность возвращается к ней снова и снова. Мы никогда не сможем понять, о чем она думает или что чувствует. Это то, что делают все шедевры: они недоступны в полном понимании. Зритель жаждет понять картину, но этого никогда не произойдет.
Удивительно, но такой активный интерес к «Девушке с жемчужной сережкой» был не всегда. Сто лет назад посетители музея Маурицхейса больше всего жаждали увидеть гигантское полотно Паулюсу Поттера «Бык» 1647 года. Изображение массивного, забрызганного грязью главного героя было признано последним словом голландского натурализма. Тогда «Девушка…» Вермеера совсем не была суперзвездой. Она была выставлена на торги в Гааге в 1881 году. Внешний вид работы не был примечателен, холст был под слоем грязи, и лишь два человека, выдающийся искусствовед и коллекционер, поняли, что под пылью скрывается шедевр. Поскольку они были друзьями, двое мужчин заключили соглашение не учувствовать в торгах против друг друга. В результате коллекционер Арнольд де Томбе смог купить портрет за небольшую сумму, тогда это считалось «настоящей сделкой». Несколько позже в 1903 году де Томбе преподнес «Девушку…» в дар музею Маурицхейс.
Сегодня нам кажется невероятным, что люди тогда не могли определить качество того, что изображено на полотне. Известно, что Вермеер сумел создать иллюзию жемчуга на темно-сером пятне с помощью всего двух мазков. Тот год, когда картина попала на аукцион, стал ее первым выходом в свет за два столетия.
История искусств может быть непостоянной, и в этом нет ничего удивительного. К концу ХХ века «Девушка с жемчужной сережкой» набрала огромную популярность. Поворотным моментом стала выставка Вермеера в Национальной галерее искусств в Вашингтоне в 1995 году. Картину выбрали в качестве приветственного плаката, таким образом статус знаменитости ей был обеспечен. «Девушка…» прекрасно играла роль «плаката». Цвета, свет, простота изображения, прямой взгляд. На многих картинах художника изображены люди, смотрящие словно в себя, в свой собственный мир. Между нами и «Девушкой…» нет ничего общего, однако у нее есть невероятное качество: она открыта и закрыта для всего мира в одно и то же время — именно это делает ее такой привлекательной.
В 2018 году в Гааге галерея Маурицхейс собрала международную команду исследователей для участия в проекте «Девушка в центре внимания», целью которого было раскрыть секреты знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера.
Опубликованные результаты исследования показали много интригующих деталей о художественном процессе создания картины, о ней самой, хотя главная героиня так и осталась загадкой. Используя рентгеновские лучи и другие передовые методы визуализации, исследователи выяснили, что Вермеер изобразил девушку на фоне зеленого занавеса, а не пустоты. Более того, они обнаружили мазки, изображавшие ресницы.
По сообщению The Guardian, ученые, объясняя отсутствие ресниц и пустого темного фона, ссылались на теорию о том, что Вермеер рисовал концептуальный и идеализированный образ девушки, поэтому эти черты могут быть свидетельством того, что художник представлял ее в конкретной обстановке. По словам главного исследователя картины Эбби Вандивера, то, что мы не знаем, кем является девушка на холсте — неплохо.
Хорошо, что некоторые тайны остаются не раскрыты, и каждый теперь может размышлять о ней и строить собственные догадки. Это позволяет зрителю по-своему интерпретировать девушку. Тем не менее, каждый чувствует особую связь с ней, с ее пронзительным взглядом. Тот факт, что ее образ — загадка, заставляет людей возвращаться к ней, что и делает ее интересной и свежей вне зависимости от того, как давно она была написана.
Пока мы размышляем над удивительным и загадочным происхождением модели в истории искусств, существует еще несколько загадочных открытий, связанных с картиной. С одной стороны, очевидно, что голландский художник не пожалел средств на создание картины. Сырье, которое он использовал для создания различных цветов, было достаточно редким в то время. Ультрамарин — синий пигмент, полученный из лазурита, который Вермеер использовал для головного убора и пиджака девушки — был в то время ценнее золота.
Исследование пролило свет на сам метод рисования, который был использован художником. Задний план начинается с широких мазков коричневой и черной краски, затем девушка мягко и поэтапно начала появляться на холсте. Если проект «Девушка в центре внимания» что-то и доказал, так это то, что всегда есть детали произведения искусства, которые еще только предстоит узнать — и это именно то, что намеревается сделать музей Маурицхейс: раскрыть все тайны «Девушки…» Вермеера.
Вряд ли наступит тот день, когда исследование достигнет своего пика, сейчас мы скорее находимся на промежуточной станции.
Автор: Катарина Акопова