Найдите место, которое вам нравится, и переезжайте
Автор статьи — Артур К. Брукс, профессор практического лидерства в Гарвардской школе Кеннеди.
Если вы не чувствуете себя дома в том месте, где живете сейчас, и у вас есть возможность изменить ситуацию, то сделайте это. Вы даже не представляете, сколько счастья это привнесет в вашу жизнь.
Несколько лет назад я сидел в самолете в Сан-Франциско, и мой сосед, выглядевший чуть старше меня, завязал со мной разговор. Возможно, вы очень не любите таких попутчиков, а я вот наоборот — очень люблю. Ведь я не только экстраверт, но и социолог, поэтому я очень люблю разговаривать с людьми и узнавать от них что-то новое. Тот человек рассказал мне, что он возвращается домой из родной Миннесоты, где он встречался со своей семьей. Повзрослев, он решил оставить в прошлом леденящие кровь зимы и переехал в Северную Калифорнию, где у него не было ни друзей, ни знакомых.
Что-то в его словах показалось мне жестким и пустым. Я задумался на мгновение, а затем спросил его: «Вы когда-нибудь скучаете по Миннесоте?» Он не отвечал минуту или две, потом отвернулся, и я заметил, что у него заблестели глаза. Он тихонько сказал: «Миннесота навсегда останется моим домом».
Возможно, кто-то из вас узнает себя в моем случайном попутчике: вы чувствуете себя не на своем месте и хотите найти локацию, которую всерьез сможете назвать своим домом. В нынешних обстоятельствах изменения экономики мы видим, что многие задачи и виды деятельность могут выполняться удаленно, поэтому в ближайшем будущем нас ждет невиданная ранее географическая гибкость. Так что сейчас отличное время, чтобы подумать над переменой места жительства.
Существует слово для обозначения любви к географическому месту: топофилия. Этот термин был популяризирован географом И-Фу Туаном в 1947 г., он вкладывал в этот термин эмоциональную связь человека с материальной средой. Это яркий личный эмоциональный опыт, ведущий к образованию необъяснимых привязанностей. Мой друг из родного Сиэтла рассказал мне, что он терпеть не может дождь в Бостоне. Почему? «Мне мил только Сиэтлский дождь», — сказал он.
В своей книге «Перестроенный мир» социолог Джеймс Уильям Гибсон определяет топофилию как духовную связь, в особенности с природой. Оладель Огунсейтан, микробиолог из Калифорнийского университета в Ирвине, рассказывает, что у топофилии есть объективный, субъективный и бессознательный критерии. Любовь моего друга к Сиэтлскому дождю подходит под определение Огунсейтана «синестетическая тенденция» — это значит, что определенный сенсорный опыт повлиял на его память и эмоции.
Если запах свежеприготовленного пирога, звук ночного поезда или ощущение прохладного осеннего ветра вызывают у вас интуитивные воспоминания об определенном месте, вы испытываете синестетическую тенденцию. Вам стоит обратить внимание на свои наиболее интенсивные, позитивные синестетические тенденции и на то место, о котором они вам напоминают. Они являются проводником к вашему идеальному месту.
Примечательно, что один из самых известных в мире экспертов по счастью Таль Бен-Шахар несколько лет назад оставил преподавательскую должность в Гарвардском университете, где он создал самый популярный на тот момент курс, чтобы вернуться в свой родной Израиль — потому что он чувствовал притяжение своей родины.
Однако топофилия не обязательно может быть связана с местом, где вы выросли. Что касается меня, то мои синестетические тенденции ведут меня не в Сиэтл, а в Барселону, город, в котором я провел свою молодость и женился. Это единственное место, в которое я возвращался каждый год, кроме 2020. В моей нынешней жизни в США некоторые запахи и достопримечательности иногда напоминают мне мой район в Барселоне и первый дом, который мы с женой там снимали. Звук каталонского языка, который я выучил в молодости, для меня словно музыка.
Но конечно же не так просто взять и переехать в свое идеальное место, при этом практически избавившись от нынешней жизни. Переезд — это дорого и страшно. У каждого их нас есть своя собственная Барселона или Миннесота, где-то в сердце живет любимое место на Земле. Возможно, вы иногда мечтаете о возвращении, но потом одергиваете себя. Переезд — это серьезное мероприятие, и одной синестетической тенденции тут недостаточно. Даже если работа и семейные обстоятельства позволяют переехать, придется заводить новых друзей, искать новую школу для детей, начинать работу на новом месте.
Я переезжал 11 раз во взрослой жизни, и всегда это было тяжело. Социальная адаптация — гораздо более трудная задача, чем логистика. Для меня не стало новостью одно голландско-немецкое исследование, которое показало, что у переехавших людей в двухнедельный период было больше неудачных дней, чем у тех, кто никуда не переезжал. Возможно, по этой причине люди все меньше и меньше переезжают, согласно последней переписи населения. В 1964 г., когда я родился, более 20% населения сменили место жительства. В 2000 г. это число составляло уже чуть более 16%, а в 2019 — 10%.
Однако социальные издержки на самом деле не так уж и страшны. Люди во время переездов часто совершают ошибки, из-за которых они чувствуют себя одинокими и изолированными. Например, голландские исследователи обнаружили, что когда люди переезжают, они, как правило, тратят меньше времени на активный отдых и больше времени проводят за компьютером. Трудно представить что-то более мучительное, чем скроллинг социальных сетей в полном одиночестве.
В своей книге «Это твое место» Мелоди Уорник говорит, что большинство ситуаций, которые делают людей несчастными на начальном этапе переезда, можно избежать или смягчить. Она советует активное изучение вашего нового района и общение с новыми людьми. Тяжело общаться, когда никого не знаешь и никто не приглашает, однако тут нужно проявить инициативу и самостоятельно приглашать людей к себе домой. Я с ней согласен, и мы часто пользуемся этой рекомендацией, устраивая совместные обеды в своем доме минимум два раза в месяц в течение первого года. Это действительно работает.
Переезд — это вещь относительная: кто-то, например, мечтает переехать в другой район, а кто-то — в другую страну. Понятно, что чем меньше расстояние, тем меньше издержек. Возможно, в желанном районе больше места, или он ближе к близким, а может быть, там просто более приятный дождь. Для многих самым большим препятствием является моральная невозможность взять и переехать просто из-за каких-то там чувств и ощущений. Пользу от переезда, который случился просто потому, что вам очень захотелось, трудно обосновать логически. Некоторые люди вообще сочтут вас сумасшедшим.
Несколько лет назад я написал учебник по социальному предпринимательству. Среди предпринимателей, которых я изучал, я заметил тенденцию подвергать риску личный капитал в обмен на большое вознаграждение, которое может быть трудно разглядеть в момент принятия решения, но которое придет позже. Такие люди это чувствуют интуитивно. Экономист Йозеф Шумпетер так описал этот предпринимательский импульс: «Есть мечта и воля создать свое собственное королевство». Не обязательно создавать бизнес, чтобы стать предпринимателем — вы можете стать им, упражняясь в управлении своей собственной жизнью и создании своего «королевства». Иногда придется рисковать своим эмоциональным капиталом ради большой потенциальной выгоды, которую вы чувствуете сердцем.
По материалам статьи «Find the Place You Love. Then Move There.» The Atlantic