(Все еще) загадочная смерть Эдгара Аллана По
3 октября 1849 года в Балтиморе шел дождь, но это не помешало Джозефу У. Уокеру, наборщику газеты Baltimore Sun, отправиться в таверну Gunner's Hall, в которой кипела жизнь. Это был день выборов, и Gunner's Hall служила временным избирательным участком для голосования в четвертом округе. Когда Уокер прибыл в Gunner's Hall, он обнаружил бредившего мужчину, одетого в потрепанную одежду, лежащего в канаве. Мужчина был в полубессознательном состоянии и не мог двигаться, но когда Уокер подошел к нему, он увидел нечто неожиданное: этот человек был Эдгаром Алланом По. Беспокоясь о здоровье поэта, Уокер остановился и спросил По, нет ли у него знакомых в Балтиморе, которые могли бы ему помочь. По назвал Уокеру имя Джозефа Э. Снодграсса, редактора журнала, который имел кое-какое медицинское образование. Уокер сразу же написал Снодграссу письмо с просьбой о помощи.
27 сентября, почти за неделю до этого, По покинул Ричмонд, штат Вирджиния, направляясь в Филадельфию, чтобы отредактировать сборник стихов для Маргариты Сент-Леон Лауд, незначительной фигуры в американской поэзии того времени. Когда Уокер нашел По в бреду возле избирательного участка, это был первый раз, когда кто-либо слышал или видел поэта после его отъезда из Ричмонда. По так и не добрался до Филадельфии, чтобы заняться своими редакторскими делами. Он также не вернулся в Нью-Йорк, где раньше жил, чтобы сопроводить свою тетю в Ричмонд на предстоящую свадьбу. По никогда больше не покидал Балтимор, где начал свою карьеру в начале XIX века; и за четыре дня, прошедшие с момента, когда Уокер нашел По возле таверны, до смерти По 7 октября он так и не пришел в себя настолько, чтобы объяснить, как он оказался на улице в испачканной одежде, не принадлежащей ему, бессвязно бормочущим. Вместо этого По провел последние дни, колеблясь между приступами бреда, охваченный зрительными галлюцинациями. В ночь перед смертью, по словам его лечащего врача Джона Дж. Морана, По неоднократно звал «Рейнольдса» — фигуру, которая и по сей день остается загадкой.
Смерть По, окутанная тайной, кажется вырванной прямо со страниц одного из его собственных произведений. Он потратил годы на тщательное создание образа человека, вдохновленного приключениями и очарованного загадками — поэта, детектива, писателя, путешественника. Но хотя в свидетельстве о смерти причиной указан френит, или отек мозга, загадочные обстоятельства его смерти заставили многих строить догадки об истинной причине кончины По.
1. Избиение
В 1867 году одна из первых теорий, отклоняющаяся от френита и алкоголя, была опубликована биографом Э. Оукс Смит в статье «Автобиографические заметки: Эдгар Аллан По». «По наущению женщины, которая считала себя обиженной им, он был жестоко избит негодяем, который не знал лучшего способа отомстить за мнимые обиды. Хорошо известно, что за этим последовала мозговая лихорадка», — пишет Смит. В других рассказах также упоминаются «негодяи», которые избили По до потери сознания перед его смертью. Юджин Дидье в статье «Могила По», опубликованной в 1872 году, писал, что в Балтиморе По встретил друзей из Вест-Пойнта, которые уговорили его выпить с ними. По, не умевший обращаться с алкоголем, безумно опьянел от одного бокала шампанского, после чего оставил друзей и пошел бродить по улицам. В пьяном состоянии его ограбили, избили и оставили без сознания на улице на всю ночь.
2. Алкоголь
Многие идеи, которые появлялись на протяжении последующих лет, были сосредоточены вокруг того, что По не мог справиться с алкоголизмом.
За несколько месяцев до смерти По стал активным участником движения трезвенников, отказавшись от алкоголя, с которым он боролся всю свою жизнь. Биограф Сьюзен Арчер Тэлли Вайс в книге «Последние дни Эдгара А. По» вспоминает событие, произошедшее в конце жизни По в Ричмонде, которое может иметь значение для теоретиков, предпочитающих версию смерти от пьянства. По заболел в Ричмонде, и после несколько чудесного выздоровления лечащий врач сказал ему, что еще один такой приступ окажется смертельным. По словам Вайс, По ответил, что если бы люди не искушали его, такого бы не случилось, предполагая, что первая болезнь была вызвана приступом пьянства.
Хотя теория о том, что пьянство По привело к его смерти, не объясняет его пятидневное исчезновение или поношенную одежду 3 октября; тем не менее, она была популярной теорией, распространяемой Снодграссом после смерти По. Снодграсс, участник движения трезвенников, читал лекции по всей стране, обвиняя в смерти По пьянство. Однако современная наука поставила крест на тезисах Снодграсса: образцы волос По, взятые после его смерти, показали низкий уровень содержания свинца, что свидетельствует о том, что По оставался верен своему обету трезвости до самой смерти.
3. Бешенство
В 1996 году кардиолог Р. Майкл Бенитес участвовал в клинической конференции патологоанатомов, где врачам предоставляют пациентов вместе с перечнем симптомов и поручают поставить диагноз и сравнить его с данными других врачей. Симптомы анонимного пациента Э.П., писателя из Ричмонда, были ясны: Э.П. умер от бешенства. По словам лечащего врача Э.П., Дж.Дж. Морана, Э.П. был помещен в больницу из-за заторможенности и спутанности сознания. После госпитализации состояние Э.П. начало стремительно ухудшаться: вскоре у пациента появились делирий, зрительные галлюцинации, сильные колебания пульса и учащенное, поверхностное дыхание. В течение четырех дней (средний срок выживания после появления серьезных симптомов бешенства) Э.П. умер.
Э.П., как вскоре выяснил Бенитес, был не просто писателем из Ричмонда. Это был По, смерть которого кардиолог из Мэриленда диагностировал как явный случай бешенства, довольно распространенного вируса в XIX веке. Диагноз Бенитеса, противоречащий всем господствовавшим в то время теориям, был опубликован в сентябрьском номере Медицинского журнала Мэриленда за 1996 год. Как отметил Бенитес, без доказательств ДНК невозможно со стопроцентной уверенностью утверждать, что По умер от вируса бешенства. В теории есть несколько ошибок, включая отсутствие признаков гидрофобии (у больных бешенством развивается боязнь воды, но По, как сообщается, пил воду в больнице до самой смерти) и признаков укуса животного (хотя некоторые больные бешенством не помнят, чтобы их кусали). Тем не менее, на момент публикации статьи Джефф Джером, куратор Дома-музея По в Балтиморе, согласился с диагнозом Бенитеса. «Это первый случай с момента смерти По, когда медицинский специалист посмотрел на смерть По без каких-либо предубеждений», — сказал Джером в интервью газете Чикаго Трибьюн в октябре 1996 года. «Если бы он знал, что это был Эдгар Аллан По, он бы подумал: «О да, наркотики, алкоголь»; и это повлияло бы на его решение. Но у доктора Бенитеса не было никакой программы», — добавил он.
4. Опухоль головного мозга
Одна из последних теорий о смерти По предполагает, что автор умер от опухоли мозга, которая повлияла на его поведение перед смертью. Когда По умер, его похоронили довольно бесцеремонно в безымянной могиле на кладбище в Балтиморе. Двадцать шесть лет спустя у входа на кладбище была установлена статуя в его честь. Гроб был выкопан, а останки эксгумированы, чтобы перенести на новое почетное место. Но более двух десятилетий не пощадили ни гроб По, ни находящийся в нем труп, и все развалилось, когда рабочие пытались перенести его из одной части кладбища в другую. От тела По мало что осталось, но один из рабочих заметил странную особенность черепа: внутри него перекатывалась какая-то масса. Газеты того времени утверждали, что этот комок был мозгом По, сморщенным, но целым после почти трех десятилетий пребывания в земле.
Сегодня мы знаем, что эта масса не могла быть мозгом, который является одной из первых частей тела, разлагающихся после смерти. Но Мэтью Перл, американский писатель, написавший роман о смерти По, был, тем не менее, заинтригован этим комком. Он обратился к судебному патологоанатому, который сказал ему, что, хотя эта неизвестная масса не может быть мозгом, это может быть опухоль мозга, которая кальцифицировалась в твердую массу.
Перл — не единственный человек, считавший, что По страдал от опухоли мозга: один нью-йоркский врач однажды сказал По, что у него есть поражение мозга, которое является причиной его негативных реакций на алкоголь.
5. Грипп
Гораздо менее зловещая теория предполагает, что По просто скончался от гриппа, который мог перерасти в смертельную пневмонию. В дни, предшествовавшие отъезду из Ричмонда, писатель посетил врача, жалуясь на недомогание. В последнюю ночь в городе он был очень болен, и его невеста заметила, что у него слабый пульс, жар, и предостерегала его от поездки в Филадельфию. Он посетил врача, и тот тоже сказал, что он слишком болен и ему не стоит ехать. Согласно газетным сообщениям того времени, в Балтиморе шел дождь, когда там находился По, что может объяснить, почему По был найден в чужой одежде. Холод и дождь усугубили грипп, которым он уже болел, и, возможно, это в итоге привело к пневмонии. Высокая температура может объяснить его галлюцинации и спутанность сознания.
6. Убийство
В своей книге «В полночь, в час угрюмый: загадочная смерть Эдгара Аллана По», вышедшей в 2000 году, Джон Эванджелист Уолш выдвигает еще одну версию смерти По: его убили братья его богатой невесты Сары Шелтон. Используя свидетельства из газет, писем и мемуаров, Уолш утверждает, что По в действительности добрался до Филадельфии, где попал в западню, устроенную тремя братьями Шелтон, которые предостерегали По от женитьбы на их сестре. Напуганный пережитым, По переоделся в другую одежду (что, по мнению Уолша, объясняет его поношенный костюм) и прятался в Филадельфии почти неделю, а затем вернулся в Ричмонд, чтобы жениться на Саре. Братья Шелтон перехватили По в Балтиморе, как утверждает Уолш, избили его и заставили выпить виски, что, как они знали, привело бы По к смертельному недомоганию. Теория Уолша не нашла поддержки среди историков, изучавших биографию По, или рецензентов книг; Эдвин Дж. Бартон в рецензии для журнала «Американская литература» назвал историю Уолша лишь правдоподобной, но не совсем убедительной. «Книга «В полночь, в час угрюмый» интересна и увлекательна, но ее ценность для литературоведов ограниченная и косвенная», — заключил он.
Однако Крис Семтнер, куратор музея По в Ричмонде, считает, что ни одна из теорий не объясняет полностью загадочную кончину По. «Я никогда не был убежден в какой-либо одной теории, и я считаю, что причиной смерти По стала комбинация факторов, — говорит он. — Его лечащий врач — наш лучший источник доказательств. Если он записал в графе смерти, что По умер от френита, то, скорее всего, По страдал от энцефалита или менингита, что могло бы объяснить его симптомы».
По материалам статьи «The (Still) Mysterious Death of Edgar Allan Poe» Smithsonian Magazine