Не хочется ничего делать? Это нормально, если вы непродуктивны во время пандемии
Если вы пытаетесь решить, стоит ли вам заняться выпечкой хлеба, начать курс по медитации, распечатать план ежедневных домашних занятий или просто свернуться в клубок и плакать, вы не одиноки.
В разгар масштабной пандемии, когда мы вынуждены оставаться дома, на нас не только выливается поток тревожных новостей, но и сваливается куча предложений «максимально эффективно» использовать наше (якобы) дополнительное время. «Множество людей думают, что поскольку мы сейчас почти все время находимся дома, мы можем быть продуктивными и такими же сосредоточенными, как еще месяц назад (до пандемии), — говорит эксперт по продуктивности Рейчел Кук. — Но это совсем не так».
Кук говорит, что есть масса вещей, способствующих нашей непродуктивности, поэтому если вы чувствуете, что вас тянет в разные направления и вам трудно сосредоточиться, это вполне объяснимо.
Трудно быть продуктивным во время кризиса
«Мы переживаем коллективную травму, — говорит Рейчел, имея в виду потрясения, страх и горе, вызванные пандемией коронавируса. — Мы испытываем тревогу, впадаем в депрессию. С точки зрения продуктивности это непростое время. Мы преодолеваем эти огромные эмоциональные преграды с неуверенностью, которую большинство из нас никогда ранее по-настоящему не испытывали в своей жизни».
А время и энергия, затраченные на приспособление всей нашей жизни к этой новой норме — работа из дома, дистанционное обучение, забота о больных членах семьи, дезинфекция продуктов, массовые увольнения — усиливают и без того сильные эмоции. «Ни одна из перечисленных реалий не настраивает нас на высокую производительность», — говорит Кук.
«Для некоторых групп населения дополнительные стрессогенные факторы, такие как потеря работы, дискриминация и ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию, создают еще большую тревогу, — делится Букола Оладунни Салами, дипломированная медсестра, эксперт по здоровью иммигрантов и профессор Альбертинского университета. — Мы видим, что некоторые общины иммигрантов испытывают негативную реакцию». Люди, которые борются за выживание или боятся обращаться за медицинской помощью, так как это может привести к их депортации, не ждут советов, как им реорганизовать свою жизнь в условиях пандемии.
Обстоятельства у всех различаются, и разные люди справляются с трудностями и переживаниями различными способами. «Нет никакого правильного способа [пройти через все это], кроме как позволить себе быть самим собой», — говорит психотерапевт Дана Дорфман.
Вы не обязаны принимать каждое приглашение на онлайн-йогу или шопинг в виртуальный час скидок. Если вы испытываете чувство вины за то, что не создали свою лучшую работу, не написали сценарий, не научились стегать одеяло или не собрали головоломку из 1000 частей, то вам непременно стоит отпустить его. Дорфман говорит, что если вы посмотрите на поведение людей как на способ справиться с тревогой, вы сможете почувствовать себя менее осуждающим себя и других.
Продуктивность может быть защитным механизмом
Можно заняться домом, выбрать новое хобби или записаться на онлайн-курсы, если это то, что вас привлекает. «Напуганные или в какой-то степени травмированные каким-либо событием, люди часто направляют свою тревогу на продуктивность», — говорит Дорфман.
В неспокойные времена продуктивность может производить терапевтический эффект. Но Дорфман предупреждает, что в избытке этот защитный механизм может стать дезадаптивным. «Будьте осторожны и не перегибайте палку, — говорит она. — И осознайте свои чувства. Это не означает, что вам нужно погрузиться в них с головой, но умение различать свои чувства — осознавать, что вы грустите или подавлены — позволит вам лучше функционировать».
Хотя сегодня у вас может быть прилив творческого вдохновения, чтобы завершить свой проект или приготовить изысканную еду, нет ничего удивительного в том, что завтра вы можете почувствовать себя иначе. «Вы будете меняться. Это своего рода однодневный опыт, — говорит Дорфман. — Будут дни, когда вы будете менее сосредоточены и более подавлены. И это нормально. Это очень напряженное время, и вы не должны всегда работать на полную».
И Дорфман, и Кук рекомендуют умерить свои ожидания. «Начните проявлять к себе сопереживание, — говорит Кук. — А затем распространите то же самое на других. Нормально снизить планку прямо сейчас. Не потому, что мы хотим отказаться от высоких стандартов, а потому, что мы понимаем, что в этот период нам нужно дать себе немного послаблений».
Это может означать, например, что вы начинаете свой день с простого списка дел из трех пунктов. «Сосредоточьтесь на выполнении этих задач, а затем дайте себе разрешение на перерыв, — говорит Кук. — Если вы чувствуете, что застряли на одном месте, потратьте некоторое время, чтобы попробовать что-то новое. Вам не нужно овладевать новым мастерством на все сто; просто делая что-то новое, вы можете активировать другие части вашего мозга и помочь себе мыслить более ясно, когда вы снова вернетесь к своей работе».
Ничего не делать, если это возможно, тоже нормально
Не стоит недооценивать силу абсолютного ничегонеделания, если у вас такое настроение.
«У каждого своя ситуация, — говорит Кук, — но если этот вариант для вас — если вам не нужно работать, или вы хотите провести время с семьей дома, или если вы можете свернуть назад и просто немного снизить напряжение — позвольте себе это».
Это могло бы помочь не только в настоящем, но и в будущем. «Мы находимся во времени, когда первостепенная забота о себе — это то, что каждый может реализовать, чтобы, когда все успокоится, быть снова продуктивными. Не стоит пытаться разом решить всю эту ситуацию, — говорит она. — Мы должны быть уверены, что делаем то, что поможет нам ориентироваться в подобной ситуации не только с точки зрения продуктивности, но и с точки зрения человечности».
А в свободное время не бойтесь радовать себя. «Такой подход тоже имеет свои преимущества, — говорит Дорфман. — Когда мы чувствуем себя хорошо или открываем что-то в наших отношениях или самих себе, это улучшает нас с человеческой точки зрения и распространяется на других людей. Несмотря на социальную дистанцию, мы все очень тесно связаны».
Хотя сейчас мы испытываем разочарование и страх, это нормально — испытывать положительные эмоции; вероятно, сейчас они нужны нам больше, чем когда-либо. «Вы можете ощущать в себе два очень разных, казалось бы, конкурирующих чувства, — говорит Дорфман. — Наслаждаясь определенными моментами, вы не отрицаете, что вам также грустно, страшно или тревожно. Позволяя себе какие-то приятные, милые моменты, вы пополните свой эмоциональный запас и сможете помочь другим».
Как выразилась Дорфман, это марафон, а не спринт. Может быть, даже полезно думать об этом времени как об эстафете; мы не должны бежать все вместе в один и тот же момент. Некоторым людям, таким как медицинский персонал, возможно, придется опустить голову и поработать некоторое время, а проанализировать свои чувства можно будет позже. «Если это режим выживания, то это тоже приемлемо, — говорит она. — Когда кризис утихнет, когда пыль немного осядет и вы обнаружите, что остались с эмоциональной травмой, еще не поздно будет обратиться за помощью или найти способы осознать и проработать свои эмоции».
С другой стороны, если вы являетесь тем, кто хочет вносить свой вклад каким-то образом, но у вас нет эмоциональной или физической способности сделать это прямо сейчас, вам не нужно подталкивать себя. «У нас будут время и возможность предложить свою поддержку, помощь в работе, в производстве продукции ... не только в самом «эпицентре бури», но и позже, когда ситуация стабилизируется, — говорит Дорфман. — Нам просто нужно собраться с мыслями».
По материалам статьи «Don’t feel like ‘getting things done’? It’s okay not to be productive during a pandemic» The Washington Post