Тоталитарная секта: туда и обратно
Секты — явление старое как мир. Однако несмотря на неплохую информированность общества, ряды последователей агрессивных культов пополняются и сегодня. И вовсе не потому, что люди глупы или чересчур доверчивы. Меняется наша жизнь, меняются способы манипулирования сознанием — а человеческие потребности остаются прежними.
Суть явления
Любопытно, что изначально слово «секта» не имело ни негативной, ни религиозной окраски. В античном мире это понятие обозначало политическое направление или философское течение, к которому относил себя человек. Сегодня сектой называют сообщество людей, замкнувшихся в своих интересах, которые противопоставляют их интересам остального общества, имеют собственную иерархию, внутренние правила, ритуалы и символику. Секты могут быть основаны на философских, экологических, политических, духовных, психологических идеях. Не все они несут угрозу человеку, отказавшемуся внутри. Самые опасные — так называемые тоталитарные секты.
Это особый вид организации, которая имеет авторитарное управление, ограничивает права своих членов, разрушает их сознание и представляет опасность для их имущества, здоровья и жизни. По мнению современного сектоведа Виталия Питанова, секта представляет собой «сообщество, которое осознанно вырабатывает в людях зависимость от себя и лишает их автономии». Как правило, в секте существует явный или скрытый культ — идеи, лидера или того и другого. Тоталитарные секты — это не только организации вроде Свидетелей Иеговы (признаны экстремистской организацией, запрещены на территории РФ). Они могут скрываться под маской маркетинговых компаний, где царит культ богатства и выстроена жёсткая пирамида. Или столь популярных сегодня тренингов личностного роста, где предлагается стать успешным бизнесменом/соблазнителем/духовным гуру/гармоничным внутри и снаружи просвещённым. «Уникальное торговое предложение» секты всегда очень привлекательно и целится в самые уязвимые места большинства людей. Вот только цена, которую платят попавшиеся на эту удочку, несоизмеримо выше самых громких и красивых обещаний.
Как узнать подобные организации? При всей их разномастности и поразительной способности к мимикрии есть несколько признаков, на которые можно ориентироваться, если вы заподозрили неладное:
• секта не просто манифестирует свою исключительность, но утверждает, что только через неё вы обретёте безопасность/спасение/гармонию/сакральные знания/уникальные навыки;
• жёсткий свод правил и ритуалов, которые все члены секты обязаны неукоснительно соблюдать, иначе будут подвергнуты остракизму;
• харизматичный лидер, имеющий (или делающий вид, что имеет) эксклюзивный опыт (мистический, коммерческий, ментальный, телесный); он обладает «тайным знанием», которое как бы возвышает его над остальными;
• манипулирование виной и стыдом, запугивание и шантаж;
• использование психотропных веществ или техник гипноза; покачивания в такт ритмичной музыке и своеобразные «танцы» могут использоваться, чтобы ввести людей в транс.
Секта затягивает в свои сети исподволь, незаметно, и находясь внутри, осознать этот процесс довольно сложно. Однако знать, как это происходит, необходимо.
Разделяй и подменяй
Начинается всё с «конфетно-букетного периода»: человека буквально заваливают вниманием и заботой. Все члены организации неизменно радуются новичку, выражают горячую поддержку и сочувствие, интересуются и восхищаются им. Обещают ответы на все вопросы, показывают других «посвящённых» — счастливых, успешных, талантливых, рассказывают вдохновляющие истории и всячески подчёркивают значимость нового человека. Всем своим поведением сектанты как бы говорят: мы ждали именно тебя, ты особенный, здесь твой настоящий дом. Тщательно поддерживаемая атмосфера всеобщего счастья и избранности способна вскружить голову самым скептически настроенным людям. Все страхи и мрачные проявления реального мира — жестокость, цинизм, равнодушие — остаются снаружи. Кому же захочется уходить?
Когда жертва заглотила наживку, начинается её активное вовлечение в жизнь сообщества. Секта предлагает новому адепту потрудиться, чтобы остаться в кругу избранных. Новичку поручают массу заданий: читать специальную литературу, медитировать, посещать лекции, участвовать в духовных или психологических практиках, стать волонтёром, помогать с организацией мероприятий, подготовить выступление или презентацию. Новая информация, порой шокирующая, валится на человека как из рога изобилия. Всё его свободное время расписано по минутам. Его поощряют и подбадривают, уверяют, что благодаря ему мир становится лучше. И тут же предлагают новую активность. Новичку и опомниться некогда, не то что осмыслить происходящее. Это похоже на период острой влюблённости, когда эмоции искрят, сознание сбоит, и ты не в силах ни прекратить это, ни взглянуть на себя хоть сколь-нибудь трезво.
Когда новый член секты уже достаточно глубоко увяз в этой паутине, его постепенно изолируют от мира. Руководство и их подручные внушают новичку, что остальное общество — сборище последних грешников, или грязных простолюдинов, или алчных потребителей. Верить никому нельзя (кроме родной секты, разумеется), нужно всегда быть настороже, иначе охнуть не успеешь, как этот порочный мир поглотит тебя. Одновременно с этим сектанту начинают указывать на его несовершенства: недостаточно много молишься, не так медитируешь, неправильно питаешься, не с теми общаешься, проявляешь недостаточно рвения. Так ничего не выйдет, говорят ему, нужно усерднее трудиться, иначе нового уровня не достичь. Человек взваливает на себя ещё больше обязательств, перестаёт доверять информации из официальных источников, проникается враждебностью к медицине, науке, людям другой национальности или веры. И рано или поздно начинает сомневаться в собственных значимых отношениях. Друзья, возлюбленные, семья, коллеги, прежние авторитеты — все становятся врагами. Человек верит, что его никто не понимает, и ищет принятия среди своих, то есть в секте, отсекая всё больше связей с внешним миром.
Последний этап — подмена всей жизни адепта интересами организации. Часто на этой ступени наступает если не прозрение, то неизбежное ощущение отчаяния, краха, безвыходности. От былой эйфории и лёгкости не остаётся и следа. Обязанности адепта увеличиваются, так же, как и приносимые им жертвы. Его всё чаще просят вложить собственные финансы в общее дело, продать имущество, переписать завещание в пользу сообщества. Интуитивно человек может чувствовать, что его обманули и использовали. Но к этому моменту его личность уже настолько обескровлена бесконечной гонкой за «просветлением» и психологическим насилием, организм так измучен непомерными нагрузками в виде физических упражнений, недосыпа, недоедания или телесных практик, что сопротивляться и предпринять что-то для своего спасения у сектанта просто нет сил. Оглядываясь вокруг, он с ужасом понимает, что лишился всех опор: здоровья, работы, денег, хобби, интересов, друзей, семьи, жилья. Человек полностью подчинил свою жизнь секте. Помимо беспомощности, адепта подстерегает ещё одно мучительное чувство — вина. В произошедшем есть его доля ответственности, хоть определить её бывает достаточно сложно. Находясь в столь тяжёлом состоянии, многие продолжают служить секте, не веря, что можно что-то изменить. Кто-то не выдерживает давления, заболевает, сходит с ума, совершает самоубийство. Бывает, что человек сохранил какие-то связи с внешним миром, и тогда он выкарабкивается — ценой больших потерь.
Путь на волю
Если вы подумали, что в секту попадают исключительно молодые, неопытные, недалёкие люди или те, кому не повезло быть согретым искренним вниманием родителей в детстве, спешу вас разуверить. Оказаться в секте может кто угодно. Вы без труда найдёте массу примеров, как сектантами становились люди из благополучных семей, те, у кого были друзья, хорошие коллеги, интересные проекты, карьера, состояние, образование. Секта, как плесень, проникает в человека на всех уровнях, постепенно захватывая его сознание, душу и тело.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что самостоятельно выйти из подобной организации практически невозможно. Во-первых, потому что ярые сектанты как правило не признают себя таковыми, как и многие люди с зависимостью не признают, что зависимы. Во-вторых, как уже было сказано, очень часто сектант оказывается совершенно одинок и сломлен к моменту прозрения и надолго застревает в депрессии и беспомощности. В-третьих, секта — это не то место, которое можно покинуть по собственному желанию. Очень часто вам, если захотите уйти, станут угрожать, используют против вас конфиденциальную информацию, которую вы выложили в порыве энтузиазма, будут убеждать, что уходить нет смысла, ведь там, в большом мире вы беззащитны, никому не нужны, ни на что не способны и умрёте в нищете и одиночестве. А здесь, в секте, у вас тёплое местечко, да и чтобы достичь «следующего уровня», вам осталось потерпеть самую малость и приложить ещё чуточку усилий.
Что делать, если вы поняли, что попались? Самое главное — разрешите себе получить помощь. Даже если осознаёте, что сами разрушили то хорошее, что было в вашей жизни, даже если чувствуете себя недостойным поддержки, — позвольте себе искать выход. Нет, вы не идиот и не ужасный человек. Да, вы наломали дров. И теперь вам нужна помощь, чтобы вернуться к нормальной жизни. Вы просто в какой-то момент свернули не туда. Так бывает, куда чаще, чем нам бы хотелось. Но всегда есть надежда.
Найдите того, кому можно рассказать о случившемся. Это может быть кто-то из оставшихся друзей или родственников, коллег, знакомых, словом, любой человек, которому вы доверяете и кто не состоит в той же секте. Затем присмотритесь к людям, посещающим собрания. Возможно, кто-то из них выражал недовольство, недоумение или несогласие по поводу происходящего в организации. Возможно даже, кто-то уже делился с вами своими опасениями и тревогой. Не лишним будет найти всю доступную информацию о секте, вдруг бывали прецеденты, когда люди уходили или устраивали судебные разбирательства. Обратитесь в правоохранительные органы, соцзащиту, проконсультируйтесь с юристами. Восстановите столько связей, сколько сможете, одолжите у друзей сумму, которая нужна вам на первое время, чтобы дистанцироваться от секты и не зависеть от неё материально. Иногда лучшим выходом является переезд в другой город или даже страну. Найдите работу, чтобы суметь позаботиться о себе.
Конечно, если бы переезд решал такую многоуровневую проблему, не о чём было бы писать. Технически соблюдать дистанцию не сложно. Куда труднее бороться с зависимостью от секты. Чем дольше человек был внутри неё, тем больше сил ему требуется, чтобы разорвать связь. И зачастую без помощи психолога здесь не обойтись. Как только станет возможным, найдите психотерапевта, работающего по вашему запросу. Посетите анонимные группы бывших сектантов. Или, если позволяют средства и ваше эмоциональное состояние, попробуйте оба варианта. Тогда вы будете выздоравливать под наблюдением специалиста в кругу тех, кто прошёл через такой же опыт.
Основная сложность людей, которые нашли в себе силы уйти из секты, — психологическая реабилитация и возвращение в общество. Увидеть и признать ущерб, который нанесла вам зависимость, оплакать потери, вновь стать самостоятельным, научиться опираться на себя и тех, кто готов подставить плечо, выстраивать взрослые отношения с миром — крайне сложные и болезненные процессы. Нормально, если вы боитесь. Если не всё получается и случаются откаты. И если вам кажется, что ваша жизнь никогда не станет полноценной, — это тоже нормально, хотя и неправда. Вы имеете право на помощь и сочувствие. Только не сдавайтесь.